Айям-и-Ха

Материал из Бахаи Википедии
Перейти к: навигация, поиск
Счастливого празднования Айям-и-Ха!

Айам-и-Ха: Дни вне времени

С заходом солнца 25 февраля мы вступили в волшебную череду дней, называемых мистическим словом «Айам-и-Ха».

Нам хорошо известно, что по календарю бахаи год состоит из 19 месяцев по 19 дней в каждом и, таким образом, до солнечного года ему не хватает четырех (в високосный год пяти) дней. Эти дни, называемые также вставными днями, помещены между предпоследним и последним месяцами года и носят название Айам-и-Ха — дни веселья, гостеприимства и подношения подарков.

Об этих днях Бахаулла писал:

« «Во дни сии людям Баха подобает устраивать хорошее угощение для себя и своих родных, а кроме них – для бедных и нуждающихся, и с радостью и ликованием приветствовать и славить Господа своего, петь ему хвалу и возвеличивать Имя Его». »


Но что значат дни Айам-и-Ха для каждого из нас? И много ли мы знаем об этих днях? Быть может, обращение к истории нашей Веры поможет лучше понять их значение и положение.

В таком случае, начать стоит с самого календаря, введенного Бабом и утвержденного Бахауллой.

У суннитов есть прекрасная молитва, обычно читаемая во время поста в месяц Рамазан, в которой к Богу обращаются по Его именам. В этой молитве 19 обращений, каждое из которых упоминает одно из имен и первым является имя «Баха» (Слава). Баб употребил эти имена в том же порядке и присвоил их 19 месяцам календаря (например, «Величие», «Совершенство», «Воля», «Знание», «Честь», «Красота», «Милость»). Позже Бахаулла отметил, что календарь ведет отсчет с 1844 г. (года декларации Баба). Интересно, что и дни недели в календаре бади (теперь ставшем календарем бахаи) названы качествами Бога, вместо простого использования порядковых чисел (от которых происходят названия дней недели в принятом сегодня календаре: вторник – второй и т.д.).

Явив календарь бади, Баб не указал точное место для вставных дней. Некоторые из ранних верующих включали их в месяц Поста, другие прекращали поститься за 4-5 дней до Навруза. В Китаб-и-Агдас Бахаулла именовал вставные дни «Айам-и-Ха» и определил их местоположение:

« «Дни, остающиеся от месяцев, да будут помещены перед месяцем Поста. Мы распорядились, дабы они среди всех ночей и дней были проявлениями буквы «Ха», и посему они не связаны ограничениями года и месяцев его. …а когда закончатся сии дни даяния, что предшествуют дням воздержания, да приступят они к Посту». »
Торт к празднованию Вставных дней — Айям-и-Ха.
Получается, что Айам-и-Ха отчасти предназначены для духовной подготовки к Посту, служат напоминанием о его приближении и способом воспитания отрешенности от материального, так необходимой во время Поста.

Айам-и-Ха буквально означает «дни Ха». «Ха» – буква в арабском языке, соответствующая русской «Х», и одна из трех арабских букв, составляющих слово «Баха». И Баб, и Бахаулла следовали арабской традиции, по которой каждой букве присваивалось соответствующее численное значение, и цифрам и буквам придавался духовный смысл. В системе абджад эта буква арабского алфавита имеет численное значение 5, что соответствует нумерологической сумме букв в слове «Баб» и наибольшему возможному числу вставных дней.

Но, оказывается, буква «Ха» таит в себе ещё немало интересной символики. «Ха» — также первая буква арабского местоимения, которое обычно используется в религиозных писаниях при ссылке на Бога или «Сущность Божью». Буква «Ха» сама по себе использовалась как символ «Сущности Божьей» и стала предметом множества сочинений на арабском, посвященных разгадке ее тайн.

Бахаулла сделал вставные дни «проявлениями буквы „Ха“», то есть согласно символике — Днями Сущности Божьей. Получается, что эти дни стоят в стороне от обычного цикла недель и месяцев и системы измерения времени, используемой людьми. Они «не связаны ограничениями года и месяцев его» — подобно тому, как безгранична абсолютная по своей природе священная Сущность Бога.

Таким образом, Айам-и-Ха можно считать днями вне времени, символизирующими вечность, бесконечность, таинство и непознаваемую Сущность Бога.

Задумывались ли вы когда-нибудь о подобном положении Айам-и-Ха?

Но давайте теперь вернёмся в день сегодняшний. Стремительно развивающуюся сегодня общину бахаи вполне можно назвать обществом нового типа. Неотъемлемой частью любого общества является культура. Значит, и бахаи вполне могут иметь свою культуру. Но есть ли она сегодня – культура бахаи? И из чего она складывается?

Эта тема довольно обширна и данная статья не ставит цели развить её. Однако было бы хорошо, если бы каждый из нас задумался о понятии «культура бахаи» и о её составляющих.

Я же заговорила о понятии культура бахаи в связи с календарём бахаи и днями Айам-и-Ха. Мы уже достаточно много знаем о нашем календаре, но насколько широко мы используем его? И нужно ли прививать его использование? Ответ на этот вопрос в понимании того, чем является календарь. Столь хорошо разработанный и несущий в себе глубинный смысл прославления Бога (вспомните об именах месяцев и дней недели в календаре бади), не должен ли он стать немаловажным элементом культуры общины бахаи?

Мне кажется, что подобный подход к календарю позволил бы нам глубже понять духовный смысл Праздников Девятнадцатого дня, поразмыслить над именами и качествами Бога и сделать наше празднование дней Айам-и-Ха так же более богатым духовно.

(По материалам статьи “Ayyám-i-Há: Days Outside of Time” By Karla Jamir.)

Материал взят со страниц проекта Архивы — память общины

Писания

« «Мой Боже, Огонь мой и Свет мой! Вот начались дни, кои Ты нарек Айам-и-Ха в Книге Твоей, и близится пост, что предписан Твоим высочайшим Пером к соблюдению для всех сущих в Твоем царстве творения. Молю Тебя, о мой Господи, ради сих дней и ради всех тех людей, что во время сие ухватились за нить заповедей Твоих и взялись за древко Твоих предписаний,— позволь, дабы каждой душе дано было место в пределах двора Твоего и место при явлении великолепия света от лика Твоего.»

 — Бахаулла

»
« «Боже, мое Пламя и мой Свет! Вот начались дни, кои Ты нарек Айям-и-Ха в Книге Твоей, о Царь Имен, и близок пост, предписанный Твоим Наивозвышенным Пером к соблюдению для всех, что суть в царстве Твоего творения. Молю Тебя, о мой Господи, ради сих дней и ради всех тех, кто в это время ухватился за нить Твоих заповедей и взялся за древко Твоих наставлений: позволь, чтобы всякому определено было место в пределах Твоего двора и седалище при явлении сияния от света Твоего лика.

Вот, о мой Господи, слуги Твои, коих ни одна порочная склонность не отвратила от того, что ниспослал Ты в Твоей Книге. Они преклонились пред Делом Твоим и приняли Книгу Твою с таким рвением, что рождается от Тебя, и блюли предписанное Тобой, и предпочли следовать тому, что ниспослано Тобой.

Ты видишь, Господи, как они признали и исповедовали то, что Ты открыл в Твоих Писаниях. Дай же им испить, о мой Господи, вод Твоей вечности из рук Твоей благости. Определи же для них воздаяние, что следует тому, кто погрузился в океан присутствия Твоего и вкусил отборного вина встречи с Тобой.

Умоляю Тебя, о Царь царей и Сострадатель поверженных, определи им благое мира сего и мира грядущего. Предназначь им и то, что не открыто никем из сотворенных Тобою и причисли их к тем, что окружают Тебя и ходят близ Твоего престола во всяком из Твоих миров.

Ты, воистину, еси Всемогущий, Всезнающий, Всеведающий.»

Бахаулла

»