Навруз

Материал из Бахаи Википедии
Перейти к: навигация, поиск

Молитва Бахауллы о Наурызе

Композиция к Наврузу
« Хвала Тебе, о мой Боже, ибо сделал Ты Навруз праздником для тех, кто соблюдал пост ради любви к Тебе и воздерживался ото всего, что Тебе претит. Пусть, о мой Господи, огонь Твоей любви и жар от поста, предписанного Тобой, воспламенит их в служении Делу Твоему, и пусть они будут без остатка поглощены восхвалением и поминанием Тебя.

Ты украсил их, о мой Господи, узором предписанного Тобою поста; укрась же их, по благодати и щедрой милости Твоей, и узором Твоего приятия. Ибо деяния людей всецело зависят от Твоего благословения и определены Твоим велением. Сочтешь ли Ты человека, нарушившего пост, как соблюдавшего его, и будет он причислен к тем, что постятся испокон веку. А коли сочтешь Ты, что постившийся веление поста нарушил, будет он причислен к тем, что запятнали Убранство Твоего Откровения и пребывают вдали от кристальных вод сего животворного Источника.

Ты есть Тот, чрез Кого был водружен стяг «Хвала Тебе в трудах Твоих» и развернута хоругвь «Повинуются Тебе в заповедях Твоих». Яви сию ипо­стась Твою слугам Твоим, о мой Боже, дабы уразумели они, что совершенство всего творения зависит от Твоего веления и от слова Твоего, что суть всякого дела обусловлена Твоим соизволением и благосклонностью Твоей, и дабы постигли они, что бразды всех деяний людских держишь Ты в длани Твоего приятия и заповеди Твоей. Поведай им сие, дабы ничто не отвращало их от Красоты Твоей во дни, когда Христос восклицает: «Ты владычествуешь надо всем, о Отец Духа1»; и возглашает Друг Твой2: «Слава Тебе, о Наивозлюбленный, ибо Ты явил Красоту Свою и определил для избранных Твоих то, что сподобит их достичь престола откровения Величайшего Имени Твоего, чрез кое восплачут все народы, кроме тех, кои отрешились ото всего, помимо Тебя, и обратились к Тому, Кто есть Явитель Сущности Твоей и Явление Твоих качеств».

Тот, Кто есть Ветвь Твоя, и все содружество Твое, о мой Господи, сегодня заканчивают свой пост, что соблюдали они в пределах Твоего Двора в стремлении угодить Тебе. Определи же для Него, и для них, и для всех, кто вошел в присутствие Твое во дни сии, все благое, что уготовил Ты в Книге Твоей. Надели их тем, что принесет им пользу в жизни сей и в жизни иной.

Воистину, Ты Всеведущий, Всемудрый.

— Бахаулла

»

История и описание значения Праздника Навруз

Приглашение на Навруз
«Навруз» с персидского переводится как «Новый день». Новый год в календаре бахаи привязан к астрономическому событию — весеннему равноденствию. Абдул-Баха, сын Бахауллы, так рассказывает об этом:
« «В этот момент солнце достигает своего меридиана, а день и ночь становятся равно длительными. До этого дня северный полюс пребывал в темноте. Этот день, в который солнце равно освещает всю землю, называется днем солнечного равноденствия. Равноденствие солнца, в свою очередь, символизирует пришествие божественного посланника. Солнце истины восходит на горизонте небесной милости и направляет повсюду свои лучи…

Это начало весны. Когда солнце находится в состоянии равноденствия, все живое приходит в движение. Царство минералов получает толчок и начинает изменяться, растения начинают давать всходы, пустыня превращается в степь, на деревьях появляются почки, и все живое от-кликается на этот клич, включая плоть как животных, так и человека.»

— Абдул-Баха, Divine Philosophy

»

Навруз — древний иранский праздник, его история насчитывает много тысяч лет. Корнями своими он уходит в сельскохозяйственные ритуалы, связанные с культом плодородия. Навруз является одним из главных праздников зороастризма. Шииты продолжали праздновать Навруз; предания, приписываемые имамам, гласят, что этот день исполнен великого смысла. Среди прочего он символизирует день заключения первого Завета между Богом и человечеством; первый восход солнца; день, когда Ноев Ковчег остановился на горе Арарат; первое явление архангела Гавриила Мухаммаду; день, когда Али выбросил из Каабы идолов; явление Каима (Обетованного Посланника Божьего в исламе); а также окончательную победу Каима над Антихристом.

В календаре бахаи каждый месяц и каждый день месяца имеет свое особое название. И в Навруз название месяца и название первого дня месяца совпадают. Бахаулла так говорит об этом празднике в Своей Наисвятой Книге:

« «Счастлив тот, кто вступает в первый день месяца Бахá, день, посвященный Богом сему Вели-кому Имени. И да будет благословен тот, кто свидетельствует в сей день о дарах, коими Бог пожаловал его; истинно, он из тех, кто благодарит Бога деяниями, знаменующими щедрость Господню, объемлющую все миры. Скажи: Сей день, воистину, есть венец всех месяцев и исток их, день, когда дыхание жизни веет на всякое сотворенное. Велико благословение на том, кто приветствует его в сиянии и радости. Мы свидетельствуем, что он, истинно, из тех, кто обрел блаженство.»

— Бахаулла. Китаб-и-Агдас, К. 111

»

Абдул-Баха объясняет, что день равноденствия символизирует единство всей планеты, поскольку в этот день солнце освещает всю землю одинаково. Все должны радоваться вместе, проводить общие встречи, становиться одним собранием, с тем чтобы глазам каждого предстало национальное согласие, единство и гармония. Поскольку это благословенный день, то не следует пренебрегать им и проводить его бесцельно, превращая в день, впустую растраченный в погоне за удовольствиями. В подобные дни необходимо начинать дела, которые всегда были бы полезны и важны для людей.

Международный день Навруз — праздник весны и начала нового года ряда народов Евразии (Персидский Новый Год).

Празднование Навруза под различными названиями широко распространено во многих культурах, входивших ранее в зону влияния Персидской Империи. В настоящее время Навруз отмечается, как государственный праздник: в Иране, Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии, Иракском Курдистане, Индии, Киргизии, Македонии, Турции, Туркменистане и в Узбекистане — а также в Казахстане и в Таджикистане. Навруз также празднуется на местном уровне в Татарстане, Башкортостане.

30 сентября 2009 года Навруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

23 февраля 2010 года на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в рамках пункта 49 повестки дня «Культура мира» была принята резолюция, озаглавленная «Международный день Навруз». В соответ-ствии с текстом резолюции Генеральная Ассамблея ООН:

1) признаёт 21 марта как Международный день Навруз;

2) приветствует усилия государств-членов, в которых отмечается Навруз, по сохранению и развитию культуры и традиций, связанных с Наврузом;

3) рекомендует государствам-членам прилагать усилия для повышения уровня информированности о Наврузе и проводить, в соответствующих случаях, ежегодные мероприятия в ознаменование этого праздника;

4) призывает государства-члены, в которых отмечается Навруз, изучать историю происхождения и традиции этого праздника в целях распространения знаний о наследии Навруза в международном сообществе;

5) предлагает заинтересованным государствам-членам и Организации Объединенных Наций, в частности её соответствующим специализированным учреждениям, фондам и программам, главным образом Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, и заинтересованным международным и региональным организациям, а также неправительственным организациям принимать участие в мероприятиях, проводимых государствами, в которых отмечается Навруз.

Решение Генеральной Ассамблеи о признании Международного дня Навруза является свидетельством растущего осознания в мире значения этого праздника не только в регионах, где он отмечается, но и во всем мире.

Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу. В течение тысячелетий, когда солнце пересекает экватор и покидает северное полушарие, возвещая о приходе весны, народы Балкан, Черноморского бассейна, Кавказа, Центральной Азии, Ближнего Востока и других регионов совершают свои особые обряды в честь Навруза. Эти ритуалы — от покраски домов до посещения друзей и приготовления символических угощений — проникнуты духом воз-рождения и могут служить источником вдохновения не только для их участников, но и для всех людей.

Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз – чтобы стать основой для праздничного блюда.

В дни Навруза добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили – чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут. Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.

Омар Хайям, писал в своем «Навруз-намэ»:

« «Что касается причины установления Навруза, то она в том, что у Солнца, как известно, два оборота, один из которых таков, что каждые 365 дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же самое время дня, когда оно вышло, и каждый год этот период уменьшается. Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввел в обычай праздник. Цари и другие люди последовали ему.»

Дождем Навруза увлажнилось поле.

Из сердца прочь гони и скорбь и боли.

Пируй теперь! Из праха твоего

В грядущем зелень вырастет – не боле.

— Автор: Омар Хайам

»

« «Навруз»

При мысли о нём сердце вдруг встрепенётся,

И сердце словно – зимы, сбросит груз.

Вновь землю разбудит лучистое солнце,

Весна наступила, приходит Навруз!


Усердно о нашем здоровье печется,

Растают как льдинки, тревоги и грусть.

Краса-то какая – взгляни из оконца,

Весна наступила, приходит Навруз!


Характером с матерью схожа природа,

Пар с тёплых полей – как дыханье из уст…

И ливни сметают сор прошлого года…

Весна наступила, приходит Навруз!


И снова душа наполняется светом,

На крыльях любви и пленительных уз

Зовет нас к участью. И чувством ответным –

Весна наступила, приходит Навруз!

— Автор: Абдуль Орипов

»

Из Писаний Абдул-Баха:

« «О друзья Господа! Ныне, в сию наиславнейшую эпоху, Солнце Истины достигло зенита весеннего равноденствия и осеняет своими лучами все страны и земли; оно порождает великий трепет и волнение всего сущего, приводит в движение весь мир, вызывает всеобщий рост и развитие, разливает повсюду ослепительный свет; вскоре обильным дождем прольются облака благодати, а поля и равнины покроются богатым ковром благоуханных трав и цветов, и сия бренная земля обратится в Царство Славы Абха, и сей низменный мир отразит мир высший. Тогда сия крупица праха уподобится безграничной сфере небесной, сие обиталище человека — чертогам Божьим, и сей комок глины станет зарницей бесконечных милостей Господа Бога.

А потому, о возлюбленные Господа! Трудитесь, дабы влиться вам в сей движущийся поток и обрести благословение сие, дабы стать вместилищем милостей Божьих, зарницами света Его единства, явителями даров и благ жизни новой. Будьте в сем краю пионерами на стезе совершенств человеческих; развивайте науки, будьте неутомимы и деятельны на поприще изобретательства и искусств. Радейте о том, чтобы улучшались нравы, возвысьтесь над миром в чистоте и праведности. С младенческих лет вскармливайте чад своих молоком божественной благодати, воспитывайте их в колыбели совершенств, приобщайте их щедрот небесных. Распахни-те перед ними врата всякого полезного знания. Пусть обучаются они всякому новому, редкому и дивному ремеслу и искусству. Приучайте их к труду и преодолению трудностей, закаляйте в жизненных испытаниях. Воспитайте их так, дабы посвятили они жизнь свою делу истинной важности и выбрали ту сферу деятельности, где смогут послужить на благо человечества.»

— Избранное из Писаний Абдул-Баха. п. 102.

»

Дополнительные материалы